САХАРА

Оказалось, что под четким руководством инструкторов на Touareg вполне можно ехать наравне с главным национальным автомобилем Туниса — Toyota Land Cruiser любого поколения. здесь встречаются как угловатые раритеты из начала 80-х, так и пафосные 200-ки последнего поколения. У нас за ними дикие очереди, а здесь, в Тунисе, продаются упрощенные, почти грузовые версии с атмосферными дизелями, механической КПП и усиленной защитой против песка. Под управлением араба в неизменной чалме и обязательно с левой рукой, вывешенной за борт, Land Cruiser штурмует даже те барханы, куда не каждый погонит своих верблюдов. У нас, конечно, не обошлось и без помощи… лопаты. Сказывается отсутствие «песчаного» опыта и не самое удобное управление тягой через автоматическую трансмиссию. Однако даже новичкам за все время путешествия ни разу не пришлось воспользоваться заранее приготовленными саундтреками и хайджеками. В случае застревания обычно хватало пары лопат в четырех умелых руках, в худшем случае — троса. Выкапывать машину из песка, оказывается, тоже надо уметь. При наличии блокировок заднего и центрального дифференциалов и при умелой помощи противопробуксовочной системы Touareg останавливается только в одном случае — если он полностью лежит на брюхе. Все четыре колеса попеременно пробуксовывают и исправно выкидывают клубы песка, но машина остается неподвижной. Откапывать колеса в такой ситуации бесполезно, да и вытягивать машину тросом сложно, так как у тягача тоже нет достаточно твердой опорной поверхности. Быстрейший способ — вынимать песок из-под днища. Для этого заходим с двух бортов и начинаем аккуратно, чтобы не поцарапать пороги, откапываться. Достаточно добиться зазора между грунтом и кузовом в 5-10 см и машина уверенно выберется, ведь это только верхний тонкий слой песка, сухой и зыбкий, ниже он мокрый и плотный. Главное, при старте аккуратно дозировать газ, а то можно закапаться еще глубже…Окна в машине лучше не открывать, какой бы ни была жара. кондиционер справляется со своими обязанностями нормально, а вот вычищать песок из роскошного салона — занятие весьма мучительное. Мелкий, как пудра, он проникает везде.
ЖАРА И СТУЖА
О том, что в Африке очень жарко, мы знаем еще из детских сказок, однако жара здесь обманчивая. В пустыне она практически всегда дополняется сильным ветром. Так что стоять на улице без одежды невозможно: это холодно, летящий и колющий песок вызывает раздражение кожи и глаз, да и обгораешь буквально за пару часов. Для путешествия по пустыне лучше всего запастись легкой одеждой с длинными рукавами и брюками. Желательно, чтобы одежда была светлая и легко продувалась. Тогда тело будет исправно охлаждаться, но при этом защищено от избыточного солнца и песка. загар ляжет и так, не сомневайтесь, но зато на второй день путешествия не придется отлеживаться в палатке под толстым слоем средств от солнечных ожогов, как только солнце клонится к закату, температура в пустыне резко падает. Если днем термометр показывает 30-35 градусов, то ночью не больше 15. Ветер мгновенно выдувает из песка все накопленное за день тепло. Машина остывает чуть медленнее, но если днем при закрытых окнах и выключенном кондиционере она за 15 минут превращалась в сауну, то вечером без печки уже не обойтись. Открытое на ночь окно мгновенно выстужает номер, а выходить на улицу вечером без осенней куртки холодно. Так что к подбору одежды для путешествия по Африке следует подойти очень тщательно и обязательно предусмотреть обувь, из которой удобно вытряхивать песок, поскольку он проникает абсолютно везде и сильно натирает ноги. Но стоит избегать открытых сандалий. Песок, обжигающий ноги, — это еще полбеды, а вот возможность случайно наступить на скорпиона или наткнуться на колючку — куда опаснее.
КОЛЕСа И ОСЛЫ
кроме Volkswagen Touareg, основным транспортом в Тунисе являются пикапы (преимущественно марки Toyota) и ослы. Верблюды, конечно, тоже присутствуют, но они являются, скорее, туристической экзотикой, а вот маленьких осликов регулярно можно встретить запряженными в двуколку на автомобильных колесах. Среди легковых машин преобладают француз- ские Renault и Peugeot, среди которых также встречаются пикапы и фургончики. Состояние у всех машин независимо от возраста очень похожее и плачевное. Уже через пару лет машина покрывается вмятинами со всех сторон, кажется, что ее пару раз мягко переправили через дюны. Следов сильных столкновений на дорогах не видно, но вот мелкие вмятины есть повсюду. То ли это следы от врезавшихся мотоциклистов, которые по ночам катаются, не включая фар, то ли свои машины тунисцы подгоняют так же, как и ослов, ударами палок.
Мотоциклы и мопеды преимущественно с крохотными 25-кубовыми моторами и дополнительным педальным приводом — это особая история. Езда ночью без света — это только начало африканского ужаса автомобилиста. их скорость на трассе не превышает 40 км/ч, при этом они могут ехать вдвоем параллельно и на ходу разговаривать между собой. О том, чтобы смотреть на дорогу и уж тем более в зеркала заднего вида, которые, кажется, разбиваются сразу при покупке вместе с фарами, нет и речи. Обгонять их надо аккуратно, лучше превентивно посигналив и удостоверившись, что они не будут противиться обгону и не решат вдруг переехать на другую сторону дороги.
ВОДА
В отеле и на улице маленького городка Тозер в центре Туниса — как в Турции. Наш отель стилизован под мечеть. В холле огромный купол, а кругом орнаменты и узоры. В детстве я задумывался, кто нарисовал такие замысловатые закорючки на настенных коврах. Теперь я точно знаю, что это традиционный арабский орнамент. здесь такими узорами оформлено все — от кафеля в ванной до кресел в холле. Очень колоритно и даже, на- верное, красиво. В сочетании с местной музыкой и обилием лысых и усатых арабов из обслуживающего персонала все здесь выглядит очень интересно. Немного смущает солоноватый привкус воды из крана, но к этому быстро привыкаешь и пьешь только воду из бутылок, которая здесь есть на каждом шагу. В пустыне совершено другие чувства. кажется, словно попал на карьер или пляж. Глаза ищут привычную воду, а ее нет. В надежде смотришь на очередной бархан и надеешься увидеть за ним воду. В этом желании нет жажды или духоты, ведь в машине недельный запас воды и отличный кондиционер. У меня песок очень плотно ассоциируется именно с отдыхом на воде. Так едешь километр за километром и в какой-то момент понимаешь, что ты в настоящей пустыне. здесь так можно ехать несколько дней, не встречая никого и ничего, разве что варанов и их пищу — тушканчиков. Говорят, здесь водятся еще и змеи, но их мы не видели. Странное чувство: вроде мы в большой компании, у нас 8 машин и 16 человек, из которых трое — профессионалы своего дела, но бесконечные просторы Сахары и ее духота днем и сильный ветер и холод ночью все равно вызывают первобытный животный страх. Я не поддаюсь панике, внешне мне совершенно не страшно. Что может случиться с нами сейчас, в 21 веке, да еще и на надежных и современных внедорожниках с необходимым набором шансового инструмента. Даже если машины сломаются все сразу, здесь почти везде есть мобильная связь, никаких проблем с вызовом помощи быть не должно. Но инстинкт самосохранения не дает расслабиться. О том, чтобы задремать в машине, нет и мысли, а взгляд, даже когда сидишь на мягком пассажирском кожаном кресле в неге кондиционированного воздуха, машинально устремляется вдаль. Вдруг за очередным барханом встретится вода…