Упражнение 7. Стабилизация автомобиля при вращении (рис. 7)
Упражнение имитирует действия водителя в типичной критической ситуации: вращение автомобиля, возникающее при экстренном маневрировании и торможении. Оно позволяет освоить приемы управления, направленные на предотвращение вращения в любой его фазе, прогнозировать его возникновение, преодолевать естественный страх и неуверенность в своих возможностях.
Внимание! Упражнение представляет особую опасность. При ошибках во 2-й и 3-й фазах возможен вынос автомобиля из рабочей зоны. При ударе о препятствие во время вращения автомобиль может опрокинуться. Выполнять упражнение надо только с инструктором.
Задачи:
1. Изучение приема высшей школы мастерства — разворота на 360°, 720°.
2. Освоение приемов стабилизации автомобиля после кругового вращения.
3. Психологическая подготовка к действиям в экстремальных условиях.
Содержание: водитель выполняет прямолинейный разгон на дистанции 50-60 м до II (III) передачи, затем следующие действия:
— контрсмещение (поворот на незначительный угол, предшествующий основному повороту в противоположном направлении);
— поворот, сопровождаемый резким дросселированием;
— контрзанос — предварительный занос в противоположном направлении;
— разворот вращением на 180° с длительным и мощным дросселированием (режим работы двигателя — максимальный);
— скоростной разворот задним ходом (после вращения на 180°);
— стабилизация автомобиля для прямолинейного движения (включение сцепления, выравнивание колес, дросселирование).
Дозировка: 20-30 вращений в двух учебных занятиях, совершенствование мастерства в 10-12 вращениях на 720°.
Методические указания
При обучении последовательно решаются следующие задачи:
• психологическая адаптация водителя к вращению автомобиля;
• выполнение простейших операций по управлению автомобилем в фазе вращения;
• выполнение последовательных действий по управлению автомобилем при вращении;
• целостное выполнение маневра. Тренировка двигательной памяти (положение колес). Прогнозирование развития ситуации.
Процесс изучения данного упражнения совмещает освоение трех приемов высшей школы водительского мастерства:
1) ритмического заноса;
2) разворота-вращения передним ходом на 180;
3) то же задним ходом.
Первый прием позволяет создать начальное скольжение задних колес, два последующих — выполнить полный разворот автомобиля на 360*. Если начальную скорость движения существенно увеличить и довести до 70-90 км/ч, то можно многократно выполнять вращение, сочетая 2-й и 3-й приемы, притом в каждом последующем вращении существенно возрастает угловая скорость.
Многократное выполнение упражнения позволяет адаптировать водителя к вращению и обучить приемам стабилизации автомобиля на любой фазе непроизвольного вращения, возникающего при ошибочных действиях.
Типичные ошибки при выполнении упражнения
• скорость разгона недостаточна для создания необходимой инерции. Автомобиль прекращает вращение из-за интенсивного торможения «боковым соскальзыванием»;
•вместо вращения в первых же фазах возникают боковой увод и остановка. Причина —неэффективный ритмический занос, который должен был дать импульс к вращению;
•рано прекращается дросселирование в первой фазе вращения;
•двигатель не вышел на режим максимальной частоты вращения коленчатого вала в первой фазе вращения автомобиля;
•нет четкого перехода от вращения передним ходом к вращению задним ходом. Запаздывание действий рулевым колесом и сцеплением;
•автомобиль не стабилизируется после полного оборота, а продолжает вращение из-за отсутствия компенсаторных действий;
•водитель не представляет четко последовательности движений; навыки, полученные в подготовительных упражнениях, непрочны.
Comments are closed
Sorry, but you cannot leave a comment for this post.