Упражнение 7. Стабилизация автомобиля при вращении (рис. 7)

Упражнение имитирует действия водителя в типичной критической ситуации: вращение автомобиля, возникающее при экстренном маневрировании и торможении. Оно позволяет освоить приемы управления, направленные на предотвращение вращения в любой его фазе, прогнозировать его возникновение, преодолевать естественный страх и неуверенность в своих возможностях.

Внимание! Упражнение представляет особую опасность. При ошибках во 2-й и 3-й фазах возможен вынос автомобиля из рабочей зоны. При ударе о препятствие во время вращения автомобиль может опрокинуться. Выполнять упражнение надо только с инструктором.

 

Задачи:

1. Изучение приема высшей школы мастерства — разворота на 360°, 720°.

2. Освоение приемов стабилизации автомобиля после кругового вращения.

3. Психологическая подготовка к действиям в экстремальных условиях.

Содержание: водитель выполняет прямолинейный разгон на дистанции 50-60 м до II (III) передачи, затем следующие действия:

— контрсмещение (поворот на незначительный угол, предшествующий основному повороту в противоположном направлении);

— поворот, сопровождаемый резким дросселированием;

— контрзанос — предварительный занос в противоположном направлении;

— разворот вращением на 180° с длительным и мощным дросселированием (режим работы двигателя — максимальный);

— скоростной разворот задним ходом (после вращения на 180°);

— стабилизация автомобиля для прямолинейного движения (включение сцепления, выравнивание колес, дросселирование).

Дозировка: 20-30 вращений в двух учебных занятиях, совершенствование мастерства в 10-12 вращениях на 720°.

Методические указания

При обучении последовательно решаются следующие задачи:

• психологическая адаптация водителя к вращению автомобиля;

• выполнение простейших операций по управлению автомобилем в фазе вращения;

• выполнение последовательных действий по управлению автомобилем при вращении;

• целостное выполнение маневра. Тренировка двигательной памяти (положение колес). Прогнозирование развития ситуации.

Процесс изучения данного упражнения совмещает освоение трех приемов высшей школы водительского мастерства:

1) ритмического заноса;

2) разворота-вращения передним ходом на 180;

3) то же задним ходом.

Первый прием позволяет создать начальное скольжение задних колес, два последующих — выполнить полный разворот автомобиля на 360*. Если начальную скорость движения существенно увеличить и довести до 70-90 км/ч, то можно многократно выполнять вращение, сочетая 2-й и 3-й приемы, притом в каждом последующем вращении существенно возрастает угловая скорость.

Многократное выполнение упражнения позволяет адаптировать водителя к вращению и обучить приемам стабилизации автомобиля на любой фазе непроизвольного вращения, возникающего при ошибочных действиях.
Типичные ошибки при выполнении упражнения

• скорость разгона недостаточна для создания необходимой инерции. Автомобиль прекращает вращение из-за интенсивного торможения «боковым соскальзыванием»;

•вместо вращения в первых же фазах возникают боковой увод и остановка. Причина —неэффективный ритмический занос, который должен был дать импульс к вращению;

•рано прекращается дросселирование в первой фазе вращения;

•двигатель не вышел на режим максимальной частоты вращения коленчатого вала в первой фазе вращения автомобиля;

•нет четкого перехода от вращения передним ходом к вращению задним ходом. Запаздывание действий рулевым колесом и сцеплением;

•автомобиль не стабилизируется после полного оборота, а продолжает вращение из-за отсутствия компенсаторных действий;

•водитель не представляет четко последовательности движений; навыки, полученные в подготовительных упражнениях, непрочны.