Упражнение 5. Стабилизация при ритмическом заносе (рис. 5)

Упражнение имитирует действия водителя в критической ситуации: ритмический занос, возникающий из-за недостаточной скорости руления при стабилизации автомобиля в заносе и опоздания в компенсирующих действиях.

Угол заноса — произвольный.

Темп движения — постоянный.

Скорость руления — предельная.

Внимание! Возможны потеря управляемости, устойчивости и вращение автомобиля.

При поточном выполнении требуется безопасная дистанция не менее 30 м.
Задачи:

1. Изучение приемов опережающего руления и дросселирования при стабилизации автомобиля.

2. Формирование координационных способностей к экстренным действиям при ритмическом заносе.

Содержание: водитель, выполнив разгон до II передачи, вызывает занос небольшой амплитуды на прямой плавным поворотом рулевого колеса и резким дросселированием. Выравнивая автомобиль компенсаторным рулением и прекращением дросселирования, он использует инерцию стабилизации для повторного заноса в другом направлении с помощью резкого дросселирования. Всю трассу водитель преодолевает непрерывно, чередуя заносы одинаковой амплитуды в одну и другую сторону. Автомобиль движется с маятниковым раскачиванием задней оси.

Дозировка: 200-300 повторов-раскачиваний сериями по 10—20 элементов вначале на II, а затем на III передаче.
Методические указания

В данном упражнении необходимы:

• руление рывками двух рук;

• опережающее руление. Компенсация заноса рулением начинается раньше возникновения заноса;

• резкое дросселирование в режиме максимального крутящего момента.

Упражнение выполняется без разметки в два этапа. На первом этапе автомобили движутся на II передаче со скоростью 30-35 км/ч. Задача преподавателя — добиться от водителя постоянной смены заноса в правую и левую стороны на одинаковый угол. Смена заноса должна проходить без пауз, в постоянном темпе.

Скорость движения на втором этапе увеличивается до 45-50 км/ч на III передаче. По мере освоения упражнения передняя ось автомобиля практически не уходит от общей траектории его движения.

Ко второму этапу приступать только после формирования синхронной реакции на занос.

Типичные ошибки при выполнении упражнения

• снижение скорости и уменьшение дистанции между автомобилями;

• угол заноса задней оси автомобиля доходит до критического;

• смена направления заноса автомобиля происходит не одномоментно, а с паузой и задержкой;

• темп упражнения непостоянен;

• водители излишне напрягаются и наклоняются над рулевым колесом;

• передерживание рулевого колеса в фазе компенсации;

• суммарное опаздывание в рулении, приводящее к неуправляемому вращению автомобиля.