Дорожно-транспортной ситуацией (ДТС) называют фрагмент дорожного движения, рассматриваемый в развитии дорожной обстановки. Обычно оценивают ДТС, завершающуюся ДТП либо дорожным конфликтом, т. е. нарушением или ошибкой одного (или нескольких) из участников движения, приведшим к необходимости экстренного маневра или торможения другого (других) участника (участников) движения.

Разбор типичных ситуаций является элементом ситуационного обучения водителей. Метод ситуационного подхода наиболее эффективен при обучении водителей навыкам безопасного управления автомобилем, особенно если процесс обучения подкреплен статистикой и анализом реальных ДТП.

Наибольшую важность для изучения представляют случаи ошибочного взаимодействия участников дорожного движения.

Опасные и критические ДТС и ДТП в подавляющем большинстве случаев вызываются самыми разнообразными (но одинаково неадекватными) действиями участников дорожного движения. Статистическими исследованиями установлено, что 97 % причин возникновения ДТП связано с нарушениями или ошибочными действиями участников дорожного движения (по их общему количеству, без учета значения отдельных причин и факторов) и только 3 % связаны с отказами технической части системы «водитель — автомобиль — дорога». Очень часто причиной ДТП становится пренебрежение одного участника дорожного движения к другому, управление автомобилем с повышенным риском, сознательное грубое нарушение Правил дорожного движения, перенесение риска на других водителей или пешеходов и т. д. Ситуационное обучение в качестве основной задачи имеет целью создание у водителя психологических установок, позволяющих ему привести в соответствие собственную субъективную оценку ситуации и ее объективную безопасность.

Основой ситуационного обучения является выделение момента возникновения опасности в ДТС и описание способов ее распознавания. Дается описание ситуации в этот момент (положение всех участников события, объектов обстановки) и ставятся вопросы: когда для каждого водителя возникла опасность, обязывающая его принять меры к предупреждению ДТП, и самое главное — как надо действовать в подобной ситуации?

Как показала зарубежная и отечественная практика, метод этот очень эффективен, а необходимость обучения очевидна, т. к. наблюдается существенная разница между оценкой водителем своей квалификации и ее реальным уровнем.

Именно ситуационное обучение позволяет сформировать у водителя два типа принятия им решений: опережающий и оперативный. Различие заключается в том, какое из двух событий — обнаружение помехи или начало изменения режима движения — происходит раньше. Когда обнаружение помехи происходит раньше изменения режима движения, говорят об оперативном типе решений или оперативной реакции. И наоборот, если изменение режима движения предшествует обнаружению помехи, то говорят, что имеет место опережающее принятие решения (опережающая реакция).

Рассмотрим опережающую и оперативную реакции на примере развития типичной ситуации — объезд стоящего автобуса на остановке.

Обстоятельства ДТП. Двигаясь по четырехполосной дороге, водитель легкового автомобиля увидел, что автобус, двигавшийся впереди, подъехал к остановке. Водитель легкового автомобиля решил объехать его, не снижая скорости, которая была около 60 км/ч. Включил указатели левого поворота и начал объезд автобуса с боковым интервалом 1 м Внезапно для него на полосе движения из-за автобуса появился пешеход, наезд на которого водитель предотвратить не смог.

В момент, когда перед стоящим на остановке автобусом на проезжую часть ступает пешеход, он не виден водителю легкового автомобиля, но водитель должен был предвидеть его появление. Если в этот момент или ранее водитель начнет снижать скорость, то своими действиями он как бы опередит появление помехи, и это будет опережающей реакцией. Если же водитель, когда увидит пешехода, тормозит или смещается влево, то он будет действовать на основе оперативного решения, т. е. в результате оценки уже сложившейся критической ситуации. От водителя требуется совершенное владение обоими типами решения.

Суть ситуационного метода в том, что объектом изучения водителя являются ДТС повышенной опасности, а предмет изучения — ошибки водителей, приведшие к происшествиям; признаки и особенности, по которым можно заранее определить возможную опасность; прогнозирование развития ситуации и т. п.

Опытные водители держат в уме (чаще — в подсознании) большое число признаков ДТС, по которым можно прогнозировать ее опасное развитие.

Основные принципы прогнозирования опасного развития ДТС.

1. Принцип выделения главной опасности. Водитель может одновременно вести наблюдение за небольшим числом (2 — 3) объектов дорожной обстановки. Обычно это проезжая часть (разметка, состояние), другие транспортные средства, движущиеся в попутном направлении или навстречу, а также пешеходы. Если водителю требуется переключить внимание, например, на дорожные знаки или сигнал светофора то часть предыдущих объектов он автоматически выпускает из вида.

Однако в каждый момент времени в зависимости от ситуации следует уметь определять или прогнозировать появление объекта, несущего в себе максимальную опасность, и именно на нем сосредоточивать наибольшее внимание, т. е. принимать сигнал опасности.

2. Установка на готовность к действиям в опасной обстановке. Приближаясь к опасному участку, обозначенному дорожным знаком, или определив его по сложившейся дорожной обстановке, водитель должен приготовиться к возможной опасности: снизить скорость, перенести ногу с педали газа на педаль тормоза, включить, если необходимо, пониженную передачу, приборы наружного освещения, аварийную сигнализацию и т. д.

3. Ограниченный обзор опасен! Понятие ограниченного обзора включает в себя довольно обширный перечень особенностей ДТС. Главное, что характерно для ситуации ограниченного обзора — это наличие таких зон на дороге, которые скрыты от глаз водителя придорожными сооружениями, деревьями, другими транспортными средствами, профилем дороги и т. д. В этих зонах могут находиться транспортные средства, пешеходы, препятствия и т. д., способные создать опасную обстановку.

4. Принцип неполной надежности других участников движения. Согласно ПДД, каждый участник дорожного движения, соблюдающий Правила, «вправе рассчитывать, что и другие лица выполняют требования Правил». Но это положение в большинстве случаев начинает действовать только после ДТП при определении виновного. Для предупреждения конфликтов водителю следует осторожнее пользоваться своим правом преимущественного проезда, не полагаясь на безупречное поведение других участников движения. Среди них могут быть и нарушители ПДД, и лица с физическими недостатками, а также находящиеся в состоянии алкогольного опьянения.

5. Согласованность действий и доброжелательность. Любой маневр необходимо начинать, лишь убедившись, что ваши сигналы восприняты и поняты другими участниками движения. При разъезде на перекрестке следует помнить, что, даже имея преимущество, иногда лучше пропустить транспортное средство, водителю которого требуется совершить сложный маневр, а возможности его выполнения, вероятно, придется ждать долго. Дело в том, что такой водитель может по многим причинам пренебречь вашим преимуществом проезда. Статистика показывает, что доброжелательные, спокойные и выдержанные водители в 4—10 раз реже попадают в ДТП, чем агрессивные.

6. Внимание! Изменение дорожной обстановки. Водителю необходимо непрерывно оценивать ДТС. Более половины ДТП происходит в ходе резкого изменения дорожной обстановки. Внезапное ухудшение видимости (начало дождя, полоса тумана за поворотом или перегибом дороги, ослепление), изменение направления или состояния дороги, иногда не обозначенное установкой соответствующих дорожных знаков (резкий поворот, перегиб дороги или оба этих фактора одновременно, смена или ухудшение качества покрытия) — все это должно оказывать влияние на скорость и режим движения. Водитель должен быть заранее готов к возможным опасностям, меняя режим движения автомобиля с учетом изменений (в том числе возможных) дорожной обстановки.

7. Принцип самооценки действий. Конфликты в дорожном движении — сигнал тревоги. Не только при возникновении конфликтных ситуаций, но и в связи с какими-либо изменениями ДТС водитель обязан анализировать, какую ошибку, отрицательно повлиявшую на безопасность движения, он допустил в процессе управления автомобилем, и продумывать, как следует поступать в подобных ситуациях впредь.

Если водитель регулярно попадает в конфликтные ситуации, пусть даже, по его мнению, по чужой вине, он должен знать, что эти конфликтные ситуации только лишь случайно не завершаются ДТП, и ему необходимо пересмотреть свое поведение на дороге и критичнее оценивать собственные действия.