ТЕХНИКА РУЛЕНИЯ

Уметь поворачивать рулевое колесо, не снимая рук с него, при маневрировании или прохождении поворотов, очень важно, особенно при движении по скользкой дороге.

Не следует поворачивать рулевое колесо, когда автомобиль находится в неподвижном состоянии, т. к. это может привести к износу рулевого механизма, к повреждению шин. Для облегчения вождения представьте себе циферблат часов, совмещенный с рулевым колесом. Держите рулевое колесо легко, но крепко, т. к. при движении автомобиля достаточно небольшого усилия, для того чтобы автомобиль изменил траекторию движения. Никогда не убирайте с рулевого колеса обе руки во время движения.

Чтобы точно регулировать траекторию движения и — самое главное — надежно управлять автомобилем при его сносе и заносе, необходимо всегда знать, куда направлены управляемые колеса. Это называется обратной связью. Чтобы сохранить обратную связь при повороте рулевого колеса на большие углы, когда необходимо перехватывать его руками, применяется определенная техника руления. Суть ее заключается в том, что одна рука, контролирующая положение рулевого колеса, остается на месте. При повороте налево контролирующей является правая рука, а при повороте направо — левая. Перехватывает рулевое колесо при повороте налево левая, а направо — правая рука, соответственно. Контролирующая рука остается на своем месте и при возврате руля в исходное положение. Смена контролирующей руки происходит при прохождении рулевого колеса через нейтральное положение. Рулевое колесо необходимо поворачивать двумя руками, не перехватывая, на максимально возможный угол, а для дальнейшего его поворота необходимо перехватить обод. Например, если выполняется поворот рулевого колеса налево, то перехват выполняется левой рукой, а правая рука при этом остается на месте. Как только левая рука выполнит перехват (охватит обод), пальцы правой руки «раскрываются» и, упираясь ладонью в руль, ее можно провернуть относительно точки контакта и вновь охватить обод. При этом положение рук на рулевом колесе вернется к исходному. При необходимости совершить следующий оборот все повторяется. При возврате руля в нейтральное положение контролирущая рука остается на месте. Для этого, разжимая пальцы и упираясь ладонью в руль, ладонь можно провернуть относительно обода. При скрещивании рук левая рука переносится на свое место. После этого руль двумя руками возвращается в исходное положение. Если необходимо сразу же начать поворот рулевого колеса направо (что необходимо при стабилизации заноса), требуется произвести смену ведущей руки. Именно благодаря этому возможно всегда знать направление поворота колес. Действия руками при этом будут симметричны по отношению к повороту руля налево.

В зависимости от темпа изменения ситуации управление рулевым колесом может осуществляться двумя способами — силовым и скоростным.

Силовой способ руления осуществляют двумя руками одновременно, без перехвата или поочередно каждой рукой с перехватами. Поворачивая рулевое колесо, надо стараться не скрещивать руки, т. к. это может привести к потере управления и повлечь за собой аварию. Пропускать обод рулевого колеса следует сквозь пальцы, а менять положение рук — в зависимости от угла поворота. Поворот направо выполняется из стандартного положения (рис. 31, а). Правую руку скользящим движением переместите вверх по рулевому колесу, не заходя за цифру 12 на воображаемом часовом циферблате. Затем правой рукой поверните рулевое колесо по часовой стрелке. Левая рука при этом скользит вниз по рулевому колесу в направлении, противоположном движению рулевого колеса (рис. 31, б). В нижнем секторе рулевого колеса левой рукой обхватите рулевое колесо и доверните его в ту же сторону, (рис. 31, в). Одновременно правая рука должна перемещаться скользящим движением вверх по рулевому колесу (рис. 31, г). Для того чтобы выровнять автомобиль после поворота, необходимо пропустить рулевое колесо сквозь пальцы в обратном направлении, не допуская самопроизвольного вращения рулевого колеса. Силовой способ применяют при движении по колее, по тяжелым сыпучим грунтам, дорогам с большим количеством неровностей. При силовом способе руления водитель всегда знает, на какой угол повернуты колеса его автомобиля.

[singlepic=1386,300,,,center]

Скоростной способ в зависимости от индивидуальных способностей водителя позволяет поворачивать рулевое колесо на большие углы в 3 — 5 раз быстрее, чем силовой. Для скоростного способа можно действовать как одной рукой (рис.32), так и поочередно двумя (рис.33), а также сочетанием работы рук: одной — двумя или двумя — одной. Причем во всех случаях при повороте рулевого колеса более чем на 180° пользуются скрестным перехватом рук (рис.34, в, е). Однако предлагаемый способ руления лишает водителя обратной связи о положении управляемых колес, которая способствует своевременному выходу автомобиля из поворота и является определяющим условием надежной стабилизации заноса.

На рис. 32 показан скоростной способ поворота рулевого колеса направо одной рукой. Из исходного положения (рис. 32, а) осуществляется переход от захвата обода рулевого колеса к рулению тыльной стороной кисти (рис. 32, б). В нижнем секторе рулевого колеса происходит руление тыльной стороной кисти (рис. 32, в) с переходом к рулению открытым хватом через ребро ладони (рис. 32, г), руление открытым хватом с переходом (рис. 32, д) к рулению закрытым хватом, и, наконец, руление закрытым хватом (рис. 32, е).

На рис. 33 показан поворот рулевого колеса вправо, выполняемый скоростным способом, поочередно двумя руками со скрестным перехватом.

Из исходного положения (рис. 33, а) производится поворот рулевого колеса направо до момента скоростного перехвата правой рукой (рис. 33, б), после чего осуществляется поворот рулевого колеса левой рукой с одновременным перехватом правой руки, т. е. происходит начало скрестного перехвата (рис. 33, в). После перехвата правой рукой выполняется поворот рулевого колеса до момента перехвата левой рукой (рис. 33, г). Затем осуществляется поворот рулевого колеса правой рукой и скоростной перехват левой рукой (рис. 33, д), а после перехвата поворот рулевого колеса производится левой рукой и выполняется перехват правой рукой, т. е. происходит завершение скрестного перехвата (рис. 33, е)

При этом руление состоит как бы из одних тянущих движений, которые совершают так называемые мышцы-сгибатели, которые сильнее и способны работать быстрее.

Выбирая способ руления, необходимо помнить, что угловая скорость поворота рулевого колеса обязательно должна соизмеряться со скоростью движения автомобиля и кривизной выбранной траектории. В ситуациях, когда внезапно возникает необходимость совершить маневр (объезд камня или ямы), особенно на скорости до 60 км/ч, всегда следует пользоваться только скоростным способом. В тех случаях, когда водитель может точно прогнозировать свои действия в повороте, учитывая его крутизну и скорость прохождения, изменение стандартного хвата рулевого колеса допустимо. Заранее зная угол, на который надо повернуть рулевое колесо, следует делать предварительный хват с таким расчетом, чтобы при движении в повороте, когда потребуются максимальные напряжение и точность руления, действовали обе руки. Например, при подготовке к повороту налево можно из исходного положения (рис. 34, а) осуществить предварительный захват до начала поворота рулевого колеса (рис. 34, б). При повороте рулевого колеса налево левая рука поворачивает рулевое колесо, а правая скользит по нему (рис. 34, в). В повороте налево руки на рулевом колесе должны находиться в положении, показанном на рис. 34, г.

Чем выше мастерство водителя, тем реже ему приходится пользоваться скоростным рулением. И наоборот, чем ниже уровень общей подготовки, тем чаще появляется необходимость прибегать к этому способу. Поэтому начинать тренировки следует обязательно с отработки техники руления.

Довольно часто водители отпускают рулевое колесо и ждут, пока оно само возвратится в нейтральное положение. По требованиям безопасности это недопустимо. При недостаточном стабилизирующем моменте (из-за неправильной регулировки рулевого механизма или углов установки управляемых колес) рулевое колесо после снятия с него рук может замереть на месте, и тогда даже последующее применение скоростного руления не исправит ситуацию. Если такой прием для водителей стал привычкой, то им следует хотя бы придерживать рулевое колесо скользящим хватом на боковом секторе рулевого колеса.

Следует напомнить, что управление автомобилем одной рукой без явных причин, когда вторая рука лежит на ручке переключения скоростей, является дурной привычкой. Особенно непонятно, когда рука находится на селекторе переключения режимов автоматической коробки передач. При движении автомобиля водители пользуются одним положением «D» (drive), и совершенно необъяснимо, зачем держать селектор и управлять автомобилем одной рукой.

Каждый водитель должен приучить себя увеличивать силу хвата в момент, когда он держит рулевое колесо одной рукой. Снимать руку с рулевого колеса можно только для дополнительных действий: для переключения передач, переключения или выключения света фар и т. п.

Признаком высокого мастерства водителя является его способность ни на мгновение не терять контакта с рулевым колесом в любой ситуации.