Автофиксация нарушителей Правил дорожного движения197 ноября, одновременно с началом действия Закона «О Национальной полиции», вступил в силу новый механизм фиксации нарушений Правил дорожного движения с помощью современных средств автоматической фото- или видеосъемки. Согласно этому механизму предполагалось фиксировать нарушения правил движений без непосредственного участия патрульных полицейских, ведь при выявлении нарушений устройства должны срабатывать автоматически, после чего владельцы транспортных средств, уличенные в нарушениях, должны получать официальные извещения о наложении штрафов.
Многие автомобилисты с ноября стали ездить намного более аккуратно и ответственно, боясь накопить большую сумму штрафов. Ведь в такой ситуации водитель узнает о своем нарушении не сразу, и сумма наложенных штрафов может оказаться весьма солидной. Однако в украинском обществе распространились слухи о том, что механизм автофиксации нарушений пока не работает. Действительно ли это так и какие еще неожиданности могут ожидать на автомобилистов в связи с активацией нового вида контроля за дорожными нарушениями? Об этом рассказал известный украинский правозащитник, автор книги «100 аргументов против штрафов ГАИ» Владимир Караваев.
Эксперт отмечает, что на сегодняшний момент механизм автоматической фиксации нарушений правил дорожной безопасности пока на самом деле не заработал. Контроль за соблюдением ПДД пока осуществляют только сотрудники патрульной полиции, которые и определяют соответствующие санкции для нарушителей.
Несмотря на то, что руководство МВД много раз заявляло о введении автофиксации с 7 ноября 2015 года, но на практике этот механизм пока нельзя внедрить в жизнь. До сих пор не создан необходимая процедура оформления такой фиксации, которую должны утвердить на уровне Кабинета Министров Украины.
Это процедура должна предусмотреть ряд важных вопросов: специфику оформления нарушений, выбор заказчиков, которые будут заниматься установкой автоматических средств фото- видеофиксации, преимущества в этом вопросе местных органов самоуправления или территориальных отделов полиции, выделение бюджетных средств и тому подобное.
В идеале каждый населенный пункт страны должен получить возможность самостоятельного выбора производителя и типа средств для автофиксации, чтобы избежать злоупотреблений и коррупции. Пока возможностей для осуществления такого выбора нет, и необходимые бюджетные средства на это еще не выделили.
Получается, что в ближайшее время украинские водители могут не опасаться постоянного контроля камер видеонаблюдения на дорогах. По прогнозам эксперта Караваева, механизм автофиксации вряд ли успеют ввести в практику до середины следующего, 2016 года. Ведь необходимо успеть подготовить все нормативно-правовые документы, закупить и расставить необходимое оборудование, организовать работу единого Центра обработки полученной информации. Для реализации всех этих задач потребуется не менее полугода.
А значит, в ближайшее время инициатива запуска на украинских дорогах единой системы фото- видеофиксации нарушений дорожных правил будет продолжать существовать только на бумаге.