img-20140228135938-706   Две полосы в каждом направлении. Перекресток, регулируемый светофором. С нашей стороны их два. Первого то ли Кондратий хватил, то ли электричества ему не досталось. Может, отключили за неуплату. Не горит.
Второй повернут одновременно и к нам, и к тем, кто слева движется. При этом, поскольку его недавно снести кто-то пытался, он еще и на бок завалился. Выпрямили, как смогли, но получилось не очень. В общем, смотрит светофор одновременно в две стороны и непонятно, кому подмигивает.
Подъезжаю я к перекрестку, сбрасываю скорость до разумной, чтобы оценить ситуацию: ни справа, ни слева автомобилей нет. Да если бы и были. У нас знак главной дороги, а знаки мы уважаем.
Проезжаю перекресток и вижу чем-то озабоченного инспектора. Свистит, палочку вверх поднял, увидел, что я на него посмотрел, и меня тут же к обочине приглашает.

— Инспектор Зелёный, — представляется он, подойдя к левому окошку моего автомобиля.
— Как же Вы на красный сигнал проехали? Светофоров не видите?
— Нет. Какие светофоры?
— У-у-у, тяжелый случай, — слышу я в ответ удрученно.
— Не понял?
— Пойдемте протокол составлять.
И направился инспектор Зелёный к машине ДПС. Странный парень, документы бы попросил, что ли? Хватился сержант на полпути. Возвращается, бубнит что-то под нос.
— Ваши документы!
— Сейчас поищем. Ну а Вы уж, пожалуйста, до конца приказ начальства выполните.
— Ка-ак…ой приказ?
— Триста двадцать девятый.

«…3. При обращении к участнику дорожного движения сотрудник милиции должен представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки
транспортного средства…»

Может, я что не то сказал. Инспектора словно подменили.
— Сержант Зелёный Сергей Петрович…
— Да ладно… Понимаю, что тяжелый рабочий день кончается. Остановили-то зачем?
— Вы проехали на красный сигнал светофора!
— А! Вот документы. Так где же тот светофор, который был красным?
— За Вашей спиной. Пришлось выйти из машины.
— Этот?
— Ну да.
— Так то не для меня он горел.
— А для кого?
— Не знаю.
— Как это?
Достаю книжку ««Правила дорожного движения».
— Закон?
— Он самый.
Открываю на странице, номер которой уже наизусть выучил.
— По ГОСТу Р 52289-2004 и ГОСТу Р 52290-2004.
Инспектор Зелёный еще не понимает, куда я клоню.
Молчит.
— Давайте плюнем на ГОСТ, придумали тоже. О, заулыбался.
— Ну так плюем?
— Не-а.
— И правильно. Тогда открываем Кодекс РФ об административных правонарушениях, статья 1.6:

«1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом».

— Вы, Сергей Петрович, нисколько не сомневаюсь, хороший инспектор.
— Так точно!
— Значит, по закону?
— По нему!
— Осталось с ГОСТом разобраться, светофор это или нет.
— Это как?
— ГОСТ Р 52289—2004 «устанавливает правила применения дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров… на всех улицах и дорогах». Страница 3, раздел: «Область применения».
Может, в любом другом месте без ГОСТа обойтись и получится, там картошечку сварить или колбаску… без добавления мяса… Не знаю, не специалист по таким вопросам, а вот на улицах и дорогах без ГОСТа никак!
М-да, устал инспектор за смену, работа у него тяжелая. Кто не верит, пусть сам попробует целый день попрыгать по мостовой, в смысле движение порегулирует. Стоит бедняга молча. Слушает.
— Все тот же ГОСТ на странице 36 говорит:

«Высота установки светофоров от нижнего края корпуса до поверхности проезжей части… составляет:
1) для транспортных светофоров (кроме Т.З всех исполнений, Т.5 и Т.9):
…при установке сбоку от проезжей части — от 2 до Зм;
2) для светофоров Т.З любых исполнений, Т.9 — от 1,5 до 2,0 м;
3) для светофоров Т.5 — от 2 до 4 м…»

— Поскольку здесь на перекрестке используются светофоры Т.1
— Ну-ка, ну-ка, дай посмотреть на рисунок. Ха! А может, Т.З?
— Не может. ГОСТ предусматривает ответ на этот вопрос:


«7.2 Условия применения светофоров
7.2.6 Светофоры Т.З любых исполнений допускается применять в качестве повторителей сигналов светофоров Т.1 таких же исполнений, если их видимость для водителей транспортного средства, остановившегося у стоп-линий на крайней полосе проезжей части данного направления, затруднена. Светофоры Т.З любых исполнений устанавливают на одной стойке со светофорами Т.1 таких же исполнений».

— Вон оно как. Посему выходит, Т.1 используется на этом перекрестке. От 2 до 3 м. Здесь метр семьдесят от силы. К тому же, если вспомнить раздел 4 того же ГОСТа, то:

«4.3. Знаки и светофоры… размещают таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых они предназначены…»

— Давайте, Сергей Петрович, посмотрим внимательно на светофор. По-моему, и этому бедняга не соответствует.
— А чтобы сомнений не было, еще один пунктик из того же ГОСТа:

«7.3.1 При установке транспортных светофоров (кроме Т.З любых исполнений, Т.9, П1 и П2) должна быть обеспечена видимость их сигналов с расстояния не менее 100 метров с любой полосы движения, на которую распространяется их действие. Если данное условие выполнить невозможно, устанавливают знак 1.8 «Светофорное регулирование…»

— Умный, да? Где такую книжку купить можно? Я тоже хочу быть умным!
— Спрашивайте в магазинах Вашего города! А если серьезно, то я с удовольствием подарю. И автограф поставлю:

«Инспектор, будь человеком!»

— Ну спасибо! Обязательно буду! Счастливого пути, водитель!
Необязательно знак, разметка или светофор должны не соответствовать сразу нескольким пунктам ГОСТа, одного достаточно. В примерах приводится, как правило, не одно, а два-три несоответствия, чтобы охватить как можно большее количество возможных ситуаций. Тем не менее я настоятельно советую Вам соблюдать Правила дорожного движения, а не постфактум судорожно искать, как бы выкрутиться. Не нарушать, и доказывать, что «невиноватая я». Начните с себя. Другие подхватят.
Будьте взаимовежливы. Уважайте других участников дорожного движения. Не хамите им. И тогда не мы будем завидовать развитым городам Европы, как у них там хорошо, где нас нет. К нам появится уважение.
Это касается и пешеходов, и водителей и, конечно, инспекторов дорожно-патрульной службы! Все мы жители одной большой и могучей страны. И имя ей, РОССИЯ. Давайте приложим усилия, чтобы жить в ней было не в тягость, а в удовольствие. Кто. кроме нас, способен на это?