Ходовая часть является основой всего автомобиля. Именно на ней крепятся агрегаты всех остальных систем. Ходовая часть определяет и внешний вид автомобиля, и его функциональную принадлежность.

К ходовой части относятся: рама или кузов автомобиля, подвеска, колеса. Свое знакомство с ходовой частью начнем с самого главного и большого ее агрегата — рамы или кузова.

На раме и кузове автомобиля располагаются все остальные узлы и агрегаты. Это — основа автомобиля. Они «держат», или «несут», все остальное. Поэтому и появилось название «несущие системы», которое прочно потом закрепилось за рамами и кузовами. Отсюда появились и названия конструкции кузовов автомобиля — рамные и безрамные.

Грузовые автомобили практически все имеют рамную конструкцию. На раме устанавливаются двигатель, коробка передач, подвески колес, кабина водителя и грузовая платформа.

Легковые автомобили и автобусы могут иметь как рамную, так и безрамную конструкцию. Рамная конструкция аналогична грузовым автомобилям, только все агрегаты сверху «накрываются» кузовом, который в свою очередь также крепится к раме. Безрамный, или несущий, кузов автомобиля не имеет рамы. Ее роль выполняют облегченные силовые элементы, которые конструкторы вставляют в днище кузова. Несущий кузов со всеми его внутренностями можно увидеть на рисунке.

Рассмотрим конструкцию автомобильной рамы, изображенной на следующем рисунке.

Рама должна быть прочной и стойко выдерживать не только вес всего, что к ней крепится, но и вес водителя, пассажиров, а главное — вес перевозимого груза. Чем больше автомобиль — тем он тяжелее и способен взять больше груза. А потому и рама у него должна быть крепче.

Рама состоит из двух длинных продольных лонжеронов и нескольких поперечин. Части рамы соединяют между собой специальными болтами или заклепками. Причем в основном применяют заклепки. Затяжка гаек болтов может со временем ослабнуть, или они сами могут разболтаться в отверстиях. С заклепками этого не происходит, поэтому их также используют при сборке корпусов самолетов и кораблей.

Для крепления на раме различных агрегатов к ней присоединены кронштейны. Также на рисунке рамы можно видеть несколько отверстий в самой раме. Все они используются, лишних отверстий в раме не бывает.

Наблюдая за работающим двигателем, вы обратили, наверное, внимание на то, как он «дрожит» или вибрирует. Эта вибрация при жестком креплении двигателя к раме может передаваться по ней к другим агрегатам. Чтобы этого не возникало, между рамой и двигателем установлены специальные резиновые шайбы или подушки. Они гасят вибрацию. Также через резиновые подушки к раме крепятся и все остальные вибрирующие узлы автомобиля — коробка передач, задний мост, подвески колес. А чтобы обеспечить комфорт водителю и пассажирам, кабина рамного автомобиля также крепится через мягкие опоры.

Автомобильная рама грузовиков не всегда имеет вид лесенки, как это изображено на рисунке. Вы, наверное, видели на картинке, а может быть, и наяву, грузовые карьерные самосвалы. Это гигантские «монстры» высотой с небольшой дом. В их кузове могут свободно разместиться несколько легковых автомобилей. Естественно, что для такого гиганта нужна очень прочная рама более сложной конструкции. Рама карьерного самосвала имеет достаточно большую высоту и называется «пространственной рамой». Над лонжеронами возвышаются несколько вертикальных стоек, скрепленных вверху поперечинами, на которых расположены кабина и дополнительные агрегаты.

А если посмотреть на основу кузова автобуса, то ее можно сравнить с металлической клеткой. К раме прикреплены вертикальные стойки, между которыми по бокам установлены поперечины. Сверху «надета» крыша. Это сделано для увеличения прочности кузова автобуса. Ведь у него самая ответственная работа — он перевозит людей. При ударе или опрокидывании автобуса такой каркас надежно защищает находящихся в нем пассажиров.

Теперь подробно рассмотрим несущие кузова автомобилей. Как мы уже упомянули, в них также имеется и рама, и прочный каркас кузова. Это связано с тем, что их работа близка и к автобусной, и к грузовой. Они перевозят людей и грузы. Правда, в небольших количествах. Людей, как правило, 4-5 человек, а груза 50-100 килограммов. Это немного, но все равно автомобильный несущий кузов должен защищать находящихся в нем людей. Все детали каркаса скрыты под панелями кузова — крышей и крыльями. Их иногда так и называют — навесные панели. Именно благодаря навесным панелям мы видим очень много таких разных и таких ярких легковых автомобилей.