IMG_1707  ГОСТ Р 52289—2004

«4.3. Знаки и светофоры… размещают таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых они предназначены, и не были закрыты какими-либо препятствиями (рекламой, зелеными насаждениями, опорами наружного освещения и т. п.)…»


Дорога плавно забирает вправо. Поворот скрыт деревьями, а едва мы его проехали, понимаем, что оказались в деревне, звавшейся, как позже выяснилось, «Засада у дороги». Скорость автомобиля под 90 км/ч. Знак населенного пункта мы потом все в тех же деревьях и обнаружили, он там прятался в листве. Сержант Замерщиков, несущий почти боевое дежурство, укрылся в кустах вместе с автомобилем ДПС. Только радар торчит оттуда, словно перископ подводной лодки.
Инспектор не только умеет хорошо прятаться, но так же ловко из кустов выпрыгивает да и палочкой тоже недурно машет. Останавливает он нас и радостно сообщает: «Попались Вы, гражданин-водитель». Триста рублей инспектор хочет, но согласен на двести (просьба относиться к этим словам с юмором, а не воспринимать, будто бы работники ГИБДД берут взятки, да никогда!)
Интересуемся: на каком основании?
— Населенный пункт. Вы нарушили Правила дорожного движения п. 10.2.

«..в населенных пунктах разрешается движение со скоростью не более 60 км/ч».

А инспектор грамотный оказался. Молодец!
Соглашаемся с сержантом и не спорим с пунктом 10.2 Правил. Вот только просим объяснить, почему он определил это место, как населенный пункт.
— Вы посмотрите: дома вдоль дороги.
— В Правилах дорожного движения нет определения, где говорилось бы, что если вдоль дороги дома, то это населенный пункт. Просим придумать что-нибудь поинтереснее.
Сержант побежал за советом к капитану, сидящему в машине ДПС. Возвращается.
— Знак 5.23.1 «Населенный пункт» перед въездом в деревню находится.
И опять обращаемся к Правилам дорожного движения. Общие положения дают четкое определение населенному пункту:

«Населенный пункт» — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой
обозначены знаками 5.23.1-5.26».

Просим объяснить, о каком знаке идет речь, так как мы его не видели. Ответ вроде: «Это ваши проблемы» нас не устраивает. Напоминаем инспектору функции дорожно-патрульной службы, которые прописаны в Наставлении по работе ДПС ГИБДД МВД РФ (далее по тексту Наставление по работе ДПС):

«4.1. Оказание в пределах своей компетенции содействия и помощи участникам дорожного движения в осуществлении их законных прав и интересов».

По глазам инспектора видим сомнения. Может, он не читал Наставление? Ладно, тогда вспоминаем Приказ МВД РФ № 329 от 01.06.98

«4. При привлечении к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения сотрудник милиции обязан разъяснить нарушителю права, предусмотренные законодательством: ознакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства…»

Мы с другом очень хотим увидеть знак «Населенный пункт», так как не уверены, что он есть, а если его нет, то нарушения Правил дорожного движения не было.
Добиваем инспектора Кодексом РФ об административных правонарушениях, статья 24.1:

«Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом…»

С большой неохотой сержант отправляется с нами в поход… к знаку. Нам повезло, не каждый инспектор куда-то идет. Может, мы просто убеждать умеем?
Подходим к знаку. Ха! Так тот же в листве деревьев прячется! Лесные насаждения за минувший год сильно прибавили. Инспектора это не смущает. Он радостно потирает руки, нас уже не ждет и топает к своей машине. Останавливаем его и знакомим с Приложением 1 к Правилам дорожного движения:

«… Дорожные знаки (по ГОСТу Р 52289-2004 и ГОСТу Р 52290-2004)…»

Сержант понимает, что что-то не понимает. Он недоуменно трясет головой. Продолжаем объяснения дальше.
ГОСТ Р 52289—2004:

«4.3. Знаки и светофоры… размещают таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых они предназначены, и не были закрыты какими-либо препятствиями (рекламой, зелеными насаждениями, опорами наружного освещения и т. п.)…»

— Ну и? — сержант окончательно потерялся. Приходится разжевывать.
— Правила определяют, что знаки должны соответствовать ГОСТу, правильно?
-Да.
— ГОСТ не допускает, чтобы знак был закрыт
«…какими-либо препятствиями…»?
Растерянно:
— Ну?
— Этот знак закрыт деревьями?
— Так ведь не весь же!
— В ГОСТе нет разъяснения про весь или не весь, он не допускает, чтобы знак был закрыт. Он закрыт?
— Нет, не закрыт! Вот если подойти сюда…
Инспектора внезапно осенило, и он направил свои усилия, чтобы найти перед знаком то положение, при котором тот будет виден полностью. Сержант не долго топал ногами, и наконец задача была решена! Неважно, что на встречку пришлось немного забраться. Пустяки!
— Я же говорил… вот! Он виден полностью! У-уу-х.
Согласны? Пошли составлять протокол.
Спешим разочаровать сержанта Замерщикова, который уже начал действовать как его сослуживец по фамилии Выкрутасов.
— Одну минуту. ГОСТ Р 52289-2004:

«5.1.4 Расстояние видимости знака должно быть не менее 100 м».

— Давайте сотню метровых шагов по дороге отмеряем. Как Вам оттуда видок? Знак закрыт?
— Не знаю, — инспектор все-таки растерялся.
— Если знак закрыт даже на пару сантиметров, то он ЗАКРЫТ. Вопрос «насколько» уже не играет роли.
К тому же тут речь идет не о паре сантиметров, здесь его с такого расстояния в принципе не видно.
— ???
— ГОСТ утверждает, что «знаки… должны быть размещены таким образом, чтобы… не были закрыты… -в данном случае — зелеными насаждениями…». Этот знак закрыт! Он размещен не в соответствии с ГОСТом. В Правилах дорожного движения четко прописано, что дорожные знаки должны быть в соответствии с ГОСТом. Там нет ничего о знаках не соответствующих ГОСТу. Следовательно, мы ехали не в населенном пункте. А скорость вне населенного пункта установлена согласно пункту 10.3 Правил дорожного движения:

«10.3. Вне населенных пунктах разрешается движение:
— легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях -110 км/ч, на остальных дорогах -не более 90 км/ч…»

Бедный инспектор молчит. Он, видимо с трудом понимает, о чем идет речь. У него происходит перезагрузка: то ли блок питания выбило, то ли монитор перегрелся…
Добиваем последней выдержкой из ГОСТа:

«5.4.22 … ступенчатое ограничение скорости допускается не применять перед населенным пунктом, обозначенным знаком 5.23.1 или 5.23.2, в случае, если расстояние видимости знака более 150 м…»

— Может пойдем посмотрим с расстояния 150 метров?
— ???
— Скорость нашего автомобиля была 89 км/ч согласно Вашим замерам. По этой дороге разрешено двигаться не более 90. Мы спокойно поехали дальше, а бедный сержант поплелся объясняться с капитаном.
Через неделю возле знака «Населенный пункт» «Засада у дороги» зеленые насаждения оказались аккуратно подстрижены.
Поскольку мы живем в России, описанный выше пример не столь уж редко встречается на наших дорогах. Не верите? Посмотрите на фотографии, приведенные в книге.
Знак населенного пункта в сипу своих размеров спрятать природе, как правило, полностью не удается. А вот если это знак: «Уступите дорогу», который рядом растущее дерево закрыло листвой, или «Ограничение максимальной скорости», утонувший в кустах, то их иногда можно обнаружить, лишь зная предмет своих поисков. Не правильно это!
ГОСТ не объясняет, что значит «…не были закрыты какими-либо препятствиями…». Он просто говорит: сто метров, и… не должен быть закрыт. Запомнили? Поехали дальше.