Как ни печально, но большинство водителей беззащитны в аварийной ситуации и чаще всего реагируют на нее естественной защитной реакцией — резким торможением, которое отнимает у них последнюю возможность сохранить управляемость автомобиля. Это не вина водителя, а беда, потому что арсенал его мастерства очень скуден, а профессиональный опыт не всегда может помочь в конкретной дорожной ситуации. Надеяться на то, что вы сумеете избежать грубых ошибок в управлении автомобилем или вас не коснутся последствия этих ошибок, очень опрометчиво. Доказательство тому — тяжелые аварии, которые совершают водители с 20-летним стажем безаварийной работы. Рекомендация ездить потише тоже не дает ожидаемого эффекта. Остается только один реальный выход — научиться управлять!

В этой главе вам представляется возможность познакомиться с уникальной методикой контраварийной подготовки, которая позволит освоить основные приемы стабилизации автомобиля при потере устойчивости и управляемости. Тот, кто прошел эту ≪школу скольжения и вращения≫, способен не только преодолевать критические ситуации, но и испытывать удовольствие в тех случаях, в которых необученные водители получают только отрицательные эмоции.

Предлагаемая методика прошла многолетнюю апробацию среди гонщиков высшей квалификации, победителей и призеров престижных международных тонок, мастеров спорта международного класса.

Если вы решите воспользоваться рекомендациями из этой главы как учебным пособием для самоподготовки, то примите во внимание следующее:

— идеальной площадкой для обучения может стать ледяной стадион с высокими снежными бортиками или широкая снежная площадка;

— вы намного сократите продолжительность обучения, если воспользуетесь услугами квалифицированного тренера, имеющего опыт подготовки спортсменов высокой квалификации;

— сделать курс обучения интенсивным, эффективным, а самое главное — безопасным можно с помощью радио-связи и видеозаписи, которая поможет увидеть со стороны собственные действия и поведение автомобиля.

Ну а теперь, уважаемые читатели, сделайте свой выбор. Если вы хотите сохранить свой автомобиль и избежать отрицательных эмоций, то начинайте подготовку сегодня, потому что завтра может быть уже поздно.

Упражнение 1. Разворот в заносе — разворот на 180° скольжением задних колес (рис. 1)

Упражнение является подготовительным для стабилизации автомобиля при критическом заносе. Оно позволяет изучить приемы скоростного руления, резкого дросселирования, повысить ≪чувство≫ автомобиля при потере поперечной устойчивости. Один из способов применения упражнения в критической ситуации на скользкой дороге — ≪доворот≫ автомобиля вращением в тех случаях, когда он блокирует проезжую часть дороги. Упражнение может использоваться для экстренного разворота в стесненных условиях на ограниченной площади.

 

Формируются навыки по стабилизации автомобиля в критическом заносе. Водитель адаптируется к вращению и преодолевает отрицательные эмоции, связанные с этим явлением.

Задачи:

1. Формирование начальных навыков стабилизации автомобиля во время вращения.

2. Изучение приема самостраховки для разблокирования проезжей части после непроизвольной остановки в положении поперек.

Содержание: водитель, разогнавшись до скорости 20-25 км/ч на I (II) передаче, выполняет крутой поворот вправо (влево), переводит автомобиль в критический занос, разворачивая его на 180°. После разворота водитель стабилизирует автомобиль для движения вперед, повторно выполняет разгон и разворот.

Дозировка: 50—60 разворотов сериями по 6—8 в одной попытке.

Методические указания

Начальный импульс для вращения может достигаться четырьмя способами.

1. Кратковременное блокирование задних колес стояночным тормозом. Водитель, выполняя поворот левой рукой, правой включает и тотчас выключает ручной тормоз, выключая при этом сцепление.

2. Ударное включение понижающей передачи. Водитель, выполняя поворот на II передаче, резко включает I передачу, добиваясь этим замедления вращения задних колес.

3. Резкое дросселирование после контрсмещения. Этим термином обозначается предварительный маневр небольшой амплитуды в сторону, противоположную направлению разворота.

4. Контрзанос. Маневр типа «змейка», в котором вначале создается занос минимальной амплитуды противоположного направления.

После его выполнения возникает явление «динамический хлыст» — раскачивание задней оси автомобиля.

Основным является 1-й способ — резкое дросселирование. Использование его рекомендуется лишь на этапе начального обучения, а 2-го и 4-го способов — только на этапах совершенствования.

Выполнив один из перечисленных приемов, водитель переменным дросселированием увеличивает угол заноса до сверхкритического, позволяющего выполнить разворот на 180°.
Если квалификация водителя не позволяет осуществить разворот в заносе, то более простым может быть прием «разворот-вращение» на месте при минимальной скорости движения. Для этого водитель, подъезжая к ограничителю, тормозит почти до полной остановки, поворачивает рулевое колесо до упора, выжимает сцепление, а затем резко включает его, предварительно максимально увеличивая частоту вращения коленчатого вала двигателя. Разворот скольжением происходит вокруг повернутых передних колес.

Типичные ошибки при выполнении упражнения

• при развороте передние колеса повернуты вовнутрь;

• автомобиль поздно переходит во вращение. Значительный снос передних колес вперед;

• малая частота вращения коленчатого вала. Автомобиль описывает широкую дугу;

• замедленная реакция на занос. Автомобиль останавливается в развороте;

• длительная фаза дросселирования. Автомобиль переходит в неуправляемое вращение.