Упражнение 8. Экстренный объезд препятствий (рис. 8 )

Упражнение имитирует действия водителя в типичной критической ситуации: потеря устойчивости и управляемости при экстренном объезде препятствия на высокой скорости. Приобретенные навыки позволяют стабилизировать автомобиль в любой фазе ситуации — при сносе, заносе и вращении автомобиля.

Задачи:

1. Проверка навыков контраварийной подготовки водителей к движению на скользкой дороге в критическом скоростном режиме.

2. Совершенствование мастерства по стабилизации автомобиля при резких маневрах на повышенной скорости.

Содержание: по команде преподавателя водитель выполняет разгон автомобиля до максимальной скорости на дистанции 150-200 м, а затем преодолевает трассу из двух сочлененных поворотов. Фиксируется время прохождения трассы с ходу. Сбивание ограничителей расценивается как невыполнение упражнения.

Дозировка: 3—5 попыток с оценкой техники выполнения и времени прохождения трассы.
Методические указания

Трасса из двух сочлененных поворотов, преодолеваемая на высокой скорости движения в условиях низкого коэффициента сцепления, позволяет оценить способности водителей управлять автомобилем при экстренных маневрах. (В автомобильной промышленности это упражнение применяется при испытании автомобилей.)

Исходя из условий конкретной площадки намечается трасса упражнения. Проводится ее тарировка — прохождение лучшими водителями ДТП или водителями-наставниками. Группа обучаемых водителей тестируется дважды: в начале и в конце обучения. Разница во времени при постоянстве внешних условий тестирования позволяет оценить качество обучения в группе и индивидуальное мастерство отдельных водителей.

В отличие от учебных упражнений комплекса, где объясняется и разучивается последовательность действий водителей, задача этого упражнения — преодолеть на максимальной скорости трассу, не сбив ограничителей. Способ прохождения трассы, траекторию автомобиля, приемы его стабилизации на дороге водитель определяет сам.
Типичные ошибки при выполнении упражнения

• отсутствие загрузки передних колес автомобиля при входе в поворот;

• запаздывание в стабилизирующих действиях при начале заноса;

• суммарное опоздание при реакциях на потерю управляемости к последнему повороту;

• ранний вход («срезание» траектории);

•низкая скорость выполнения упражнения.