Упражнение 6. Критический занос — выравнивание (рис. 6)

Упражнение имитирует действия водителя в ситуации критического заноса, возникающего при позднем реагировании водителя на потерю поперечной устойчивости, резком торможении на повороте. Позволяет прогнозировать начало потери управляемости, определить собственные возможности.

Для повышения ≪чувства≫ автомобиля и контакта с ним требуется легкая одежда.

Угол заноса — критический (поворот рулевого колеса до упора).

Руление начинается с опережением.

Скорость автомобиля снижается из-за торможения боковым скольжением.

Внимание! Возможны вращение и остановка автомобиля на трассе. Групповое выполнение упражнения требует особой осторожности, так как при нечеткой его организации возникает опасность столкновения автомобилей.

Задачи:

1. Совершенствование навыка управления автомобилем в заносе.

2. Обострение и закрепление ≪чувства≫ критического угла заноса.

3. Изучение приемов стабилизации автомобиля при критическом заносе.

Содержание: водитель, выполнив разгон до II передачи, ≪срывает≫ автомобиль в занос дросселированием на критический угол, превышение которого вызовет разворот автомобиля вокруг вертикальной оси. Затем с помощью руления и дросселирования он выравнивает автомобиль и тотчас резким дросселированием вызывает занос в противоположную сторону. Вся структура действий аналогична упр. 8, но имеет большую амплитуду.

Дозировка: первые 30—50 повторений для начального формирования навыка; последующие 100—120 повторений для автоматизации действий и формирования ≪чувства≫ критического заноса; заключительные 50-60 повторений в скоростном режиме для подготовки к реальным условиям критических ДТС.
Методические указания

Упражнение выполняется поточно в три этапа. На первом этапе автомобили движутся на II передаче со скоростью 25-30 км/ч и дистанцией 30-40 м. На втором этапе скорость увеличивается до 40-50 км/ч, а дистанция до 60 м. На третьем этапе автомобили движутся на III передаче со скоростью 60-70 км/ч.

Хотя структура действий водителя аналогична предыдущей (см. упр. 5), имеется ряд особенностей, существенно усложняющих выполнение. Теоретически критический занос соответствует максимальной амплитуде руления, т. е. в заключительной фазе заноса передние колеса должны быть повернуты до упора. Практически критический угол заноса соответствует профессиональной подготовленности водителя и предшествует вращению автомобиля, т. е. потере автомобилем поперечной устойчивости. Этот угол нестабилен для этапов обучения и должен увеличиваться по мере освоения упражнения.

Критический занос можно рассматривать как один из эффективных способов экстренного и аварийного торможений. Поэтому автомобиль на трассе значительно снижает скорость, что вызывает необходимость дополнительного разгона.

Величина и продолжительность дросселирования позволяют регулировать амплитуду заноса. Для стабилизации автомобиля необходимо опережение в действиях водителя. Способность к опережению вырабатывается длительно и предполагает, кроме высокоразвитого чувства заноса, прогнозирование ситуации.
Типичные ошибки при выполнении упражнения

• угол заноса не доходит до критического;

• скорость движения мала;

• излишнее дросселирование или контрсмещение, приводящее к развороту автомобиля вокруг вертикальной оси;

• передерживание рулевого колеса в фазе компенсации и «перебрасывание» автомобиля в противоположную сторону («динамический хлыст»);

•использование тормозов;

•потеря скорости движения в момент выравнивания (долгое и полное закрытие дросселя).