Упражнение 4. Занос — выравнивание (рис. 4)

Упражнение имитирует действия водителей в типичной критической ситуации: занос — потеря поперечной устойчивости. Оно позволяет изучить приемы опережающего реагирования на занос, прогнозировать развитие ситуации, применять дросселирование для стабилизации автомобиля.

Произвольный занос, вызываемый резким дросселированием на дуге поворота, позволяет поворачивать не за счет передних, а за счет задних (!) ведущих колес.
Задачи:

1. Изучение приемов стабилизации автомобиля при заносе задней оси во время экстренного разгона, торможения или маневра.

2. Формирование чувства потери поперечной устойчивости.

Содержание: водитель после предварительного разгона до скорости 15-20 км/ч преодолевает трассу по схеме ≪змейка стандартная≫ (шаг разметки 20 м) на II передаче.

В середине дуги каждого поворота водитель резко увеличивает частоту вращения коленчатого вала двигателя до максимальной, вызывая этим занос задней оси автомобиля. При возникновении заноса он прекращает дросселирование, выполняет скоростное компенсаторное руление (поворот рулевого колеса в сторону заноса) и стабилизирует автомобиль для прямолинейного движения. Те же действия повторяются в каждом последующем повороте трассы.

Дозировка: 120-160 поворотов в одном занятии, из них не менее половины — одной рукой. Полный цикл обучения 2—3 тысячи поворотов.
Методические указания

Структура действий водителя следующая: поворот рулевого колеса обеими руками в невысоком темпе; резкое дросселирование, вызывающее пробуксовку колес и занос задней оси; предельно быстрый поворот передних колес в сторону заноса и прекращение дросселирования; выравнивание колес для прямолинейного движения.

Достаточно короткий шаг разметки не дает возможности водителю отдыхать на прямолинейных участках трассы.

Упражнение скоростное, для правильного его исполнения требуется непрерывная напряженная работа, поэтому через каждые 10-12 мин водитель должен отдыхать 1-2 мин.

Вначале водитель реагирует на возникновение заноса с некоторым опозданием, и это требует от него предельной скорости руления для поддержания требуемой траектории движения. По мере усвоения техники опережающей стабилизации автомобиля темп движений руками снижается. Водитель высокой квалификации после специальной подготовки может выполнить требуемый маневр в большей степени за счет дросселирования, чем за счет действия рулевым колесом.

Упражнение считается освоенным, когда компенсирующие действия на возникновение заноса выполняются своевременно и водитель способен воспроизводить заданные траектории движения в повороте без видимых затруднений.

На первом этапе действия по стабилизации автомобиля выполняются двумя руками с перекрестным захватом на боковом секторе, в последующем — одной рукой (с перекатом через тыльную сторону кисти).

Идеальным условием для обучения и совершенствования является наличие площадки с гладким ледяным покрытием. На заснеженной площадке при температуре воздуха ниже -З’С через 10-15 мин групповой работы снег на поворотах уплотняется, полируется и превращается в лед. Условия для выполнения упражнения улучшаются.

Рекомендуется скорость движения 20-30 км/ч на II передаче.

Типичные ошибки при выполнении упражнения

• недостаточное дросселирование. Занос не возникает или его амплитуда минимальная;

• опоздание в компенсаторном рулении. Занос предшествует неуправляемому вращению;

• позднее дросселирование. Занос возникает на выходе из поворота;

• раннее начало дросселирования. Вместо заноса возникает снос передней оси;

• недостаточная скорость руления, нерациональные приемы. Водитель не успевает своевременно стабилизировать автомобиль в заносе.