Упражнение 2. «Воичок» — разворот вращением на 360° (рис. 2)

Упражнение является подготовительным для стабилизации автомобиля произвольным вращением в заносе. Применяется как способ предотвращения столкновения в критических ситуациях, когда автомобиль вследствие ошибки водителя или вынужденного экстренного маневра блокирует проезжую часть дороги (в положении попрек), а также является элементом самостраховки в ситуациях критический занос, вращение, боковое скольжение. Упражнение позволяет выполнить разворот на ограниченной площади или узкой дороге, совершенствовать «чувство» автомобиля, приемы компенсаторного руления и дросселирования.

Отрабатываются приемы по стабилизации автомобиля после непроизвольного вращения, а также способ самостраховки при критическом заносе.

Задачи:

  1. Формирование начальных навыков стабилизации автомобиля при вращении, возникающем вследствие ошибки в торможении.
  2. Обучение приему высшего мастерства по стабилизации автомобиля произвольным вращением.
  3. Психологическая подготовка водителей к действиям в экстремальных условиях.

Содержание: автомобиль двигается на минимальной скорости (3—5 км/ч) на I (II) передаче. Из положения предварительный захват сверху левой рукой (локоть направлен вверх) водитель поворачивает рулевое колесо не менее чем на 360°.

После того как автомобиль начал движение по дуге, водитель резко блокирует задние колеса стояночным тормозом, выключая при этом сцепление и доворачивая руль до упора. Как только начинается вращение (скольжение задних колес), водитель отпускает тормоз, резко и быстро включает сцепление и нажимает на педаль управления подачей топлива. Пробуксовка задних колес позволяет увеличить вращающий момент и развернуть автомобиль вначале на 180°, а затем и на 360° вокруг вертикальной оси.

Дозировка: 50—70 вращений на 360° и более сериями по 4-5 вращений с остановками для охлаждения двигателя.

Методические указания

Разворот-вращение является приемом высшего водительского мастерства и требует точности, последовательности в действиях и определенных дорожных условий (скользкая дорога с одинаковым коэффициентом сцепления).

При обучении следует обратить внимание водителей, что автомобиль не сможет выполнить полного вращения только с помощью дросселирования. Необходима дополнительная работа рулевым колесом. После начала вращения с большим ускорением автомобиль быстро теряет инерцию скольжения, так как он заторможен полностью повернутыми передними колесами. Как только скорость вращения приближается к нулю, водитель выравнивает передние колеса на незначительный угол и после ускорения автомобиля тотчас возвращает их.

При выполнении вращения автомобиля на угол более 360° подобная операция проводится многократно.

Типичные ошибки при выполнении упражнения

  • автомобиль вместо вращения продолжает прямолинейное движение со сносом повернутых передних колес из-за большой скорости подхода и рано включенного стояночного тормоза;
  • остановка во время вращения, так как водитель не работает рулевым колесом;
  • остановка во время вращения из-за слишком длительного импульса дросселирования в начале выполнения.