«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

К дорогам относят магистрали проспекты, улицы, грунтовые, лесные и полевые пути, в том числе сезонного использования (зимние и ледовые переправы). Все дороги в нашей стране в зависимости от значения, интенсивности и максимальной допустимой скорости движения разделяются на пять категорий.

Дороги I категории (автомагистрали и автострады) имеют ширину проезжей части более 15 м с разделительной полосой, разделяющей проезжие части противоположных направлений. Для каждого направления предусматривается две и более полос движения. Ширина полосы — 3,75 м. Продольный уклон проезжей части не превышает 3 %. Пропускная способность такой дороги — свыше 7 000 автомобилей в сутки.

Дороги II категории с асфальтированным покрытием при ширине проезжей части не менее 7,5 м (ширина каждой полосы движения — также 3,75 м) имеют продольный уклон не более 4 % и пропускную способность от 3 000 до 7 000 автомобилей в сутки.

Дороги III категории с шириной проезжей части не менее 7 м и уклоном не более 5 % строят по облегченным техническим требованиям. Их пропускная способность от 1000 до 3 000 автомобилей в сутки. Ширина полосы движения — до 3,5 м.

Дороги IV категории с простейшим покрытием могут иметь уклон до 6 % и способны пропустить от 200 до 1000 автомобилей в сутки. Ширина полосы движения не превышает 3 м.

Дороги V категории имеют покрытие низшего типа или не имеют его вовсе. Продольный уклон — до 7 %. Способны пропускать до 200 автомобилей в сутки.

Современная автомобильная дорога — сложное инженерно-техническое сооружение на участке местности — полосе отвода. Дороги в населенном пункте обычно состоят из элементов, изображенных на (рис. 21, а) Вне населенного пункта тротуары обычно заменяют обочины (рис. 21, б).

Непосредственно для движения транспортных средств служит проезжая часть с твердым покрытием.

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

[singlepic=1377,170,,,left]
Проезжая часть всегда имеет уклон в поперечном профиле для слива воды. На прямых участках дорог поперечный профиль выпуклый, с углом наклона скатов 1,5—4,0 %, что не создает заметных затруднений для движения автомобилей. Для того чтобы угол наклона ската на повороте (наружного по отношению к повороту) дополнительно не увеличивал центробежную силу, действующую на автомобиль, поперечный профиль дорог на поворотах часто делается односкатным (в виде виража), что значительно повышает безопасность движения на повороте.

Дорожное полотно кроме проезжей части включает обочины, образующие резервную зону для целого ряда случаев. Вдоль обочин устраиваются кюветы для отвода дождевой и талой воды.

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Качество (категория) дороги, наряду с прочими параметрами, определяется количеством полос движения.

Под безопасностью дороги понимают ее свойства, обеспечивающие безопасное движение по ней транспортных средств и отсутствие отрицательного влияния на окружающую среду.

Подобно безопасности транспортного средства, безопасность дороги слагается из активной, пассивной, послеаварийной и экологической безопасности.

Под активной безопасностью дороги понимают ее свойства, препятствующие возникновению ДТП. Одно из основных требований к дороге — хорошие сцепные качества, от которых зависит возможность остановки автомобиля или его безопасного маневра перед внезапно возникшим препятствием. Для обеспечения хороших сцепных качеств дорожное покрытие должно быть шероховатым, что достигается включением в материал покрытия мелких фракций, выступающих над поверхностью дороги и обеспечивающих хорошее сцепление с нею шин.

Элементом активной безопасности дороги является обочина. На автомобильных дорогах с неинтенсивным движением обочина используется для остановки и временной стоянки автомобилей, которые в этом случае не создают помех другим участникам движения. В опасной ситуации можно воспользоваться обочиной для объезда внезапно возникшего препятствия. Для этого обочина должна иметь достаточную ширину, быть ровной и по возможности также обладать хорошими сцепными свойствами.

Внимание! Для движения автомобилей обочины не предназначены, т. к. при этом они разрушаются и становятся не пригодными для экстренных остановок. Кроме того, вести автомобиль по обочинам — значит не уважать водителей других автомобилей. Движущийся по обочине автомобиль создает угрозу безопасности для тех, кому надо экстренно покинуть проезжую часть; поднимает густую пыль; нарушает очередность проезда участка, вызвавшего замедление движения по полосам проезжей части.

Как правило, на скоростных автомагистралях с интенсивным движением обочины не устраиваются, а для остановок и стоянок автомобилей предусматриваются «карманы» и специальные площадки вне проезжей части.

Активную безопасность дороги обеспечивают ее геометрические параметры: ширина проезжей части и полос движения, уклон, радиусы закруглений, ширина разделительной полосы. Стационарное освещение дороги в темное время суток должно обеспечивать хорошую видимость.

Под пассивной безопасностью дороги понимают ее свойства, снижающие тяжесть последствий возможных ДТП. К элементам пассивной безопасности относятся ограждения, которые устанавливаются на опасных участках дорог, например на отрезках дороги, имеющих закругления, крутые и высокие откосы. Такие ограждения предотвращают падение автомобиля с дороги. Если прилегающая к дороге территория, параллельная проезжей части, засажена полосой густого кустарника, последствия съезда автомобиля с дороги будут менее тяжелыми.

На горных дорогах со стороны, с которой автомобили движутся под уклон, устраиваются так называемые аварийные тупики, куда может заехать автомобиль с вышедшей из строя тормозной системой. Аварийный тупик представляет собой ответвление от дороги с крутым подъемом, въезжая на который, автомобиль быстро теряет скорость и останавливается. Перед каждым тупиком устанавливают большой указатель с текстом: «Через 100 м — аварийный тупик».

Послеаварийная безопасность дороги — это ее состояние, обеспечивающее скорейшую ликвидацию последствий ДТП. Для этой цели дороги оборудованы средствами связи и информации, при помощи которых можно вызвать «скорую помощь» и сотрудника ГИБДД, оперативно освободить проезжую часть от поврежденных транспортных средств и их частей, затрудняющих движение.

Экологическая безопасность дороги – это ее состояние, обеспечивающее отсутствие вредного влияния дороги на окружающую среду. Используемые при строительстве дорог материалы не должны содержать токсичные вещества, наносящие вред здоровью живущих в непосредственной близости людей, растений и животных — обитателей прилегающих территорий и верхнего слоя почвы.

Информация в дорожном движении. Управляя автомобилем, водитель воспринимает информацию о дороге и о находящихся на ней объектах. Наиболее важными источниками информации, позволяющими водителю ориентироваться и выдерживать безопасный режим движения, являются дорожные знаки, сигналы светофоров и дорожная разметка.

Дорожные знаки — наиболее удобный и самый распространенный способ организации движения. Знаки помогают водителю и всем участникам дорожного движения разобраться в обстановке, информируют об опасностях на дороге, о необходимости поддерживать определенный скоростной режим, предписывают направление следования и т. п.

Знаки размещают таким образом, чтобы участники дорожного движения хорошо видели их как в светлое, так и в темное время суток.

Основная задача дорожных знаков — предписание маршрутов и регулирование режима движения. Как правило, дорожные знаки, несут неизменную информацию. В местах, где дорожные условия и параметры транспортного потока могут существенно меняться, устанавливаются так называемые многопозиционные дорожные знаки с изменяющейся информацией. Например, в разное время суток может быть разное ограничение скорости.

Светофоры информируют участников движения о разрешении или запрещении движения на пересечении дорог, о пешеходном переходе или определенном участке дороги. Применяются три основных типа светофоров: транспортные — для регулирования транспортных и пешеходных потоков, пешеходные — для регулирования только пешеходных потоков и светофоры для велосипедистов.

В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда, а также Х-образные.

Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.

Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:

• зеленый сигнал разрешает движение;

• зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);

• желтый сигнал запрещает движение, кроме случаев, когда при его включении водители не могут прекратить движение без экстренного торможения;

• желтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;

• красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение.

Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.

Действие сигналов светофора, выполненных в виде стрелок, распространяется только на направление (направления), указываемое этими стрелками. При этом стрелка разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.

Реверсивные полосы движения применяются на тех дорогах, где в течение суток происходит значительное изменение интенсивности транспортных потоков в противоположных направлениях движения. Например, утром реверсивная полоса открыта для потока автомобилей, движущихся в сторону центра города, а вечером — в обратном направлении. «Открытие» («закрытие») движения по реверсивной полосе в том или ином направлении осуществляется специальным светофором.

При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

Перед особо опасными участками дорог и пересечениями (железнодорожные переезды, разводные мосты и пр.) применяются светофоры с двумя горизонтально расположенными сигналами. Попеременно мигающие красным, эти сигналы запрещают движение.

К дорожной разметке относятся линии, надписи и иные обозначения на проезжей части, бордюрах и других элементах дорог и дорожных сооружений. С помощью дорожной разметки обозначаются полосы движения, границы проезжей части, границы мест стоянки и мест запрещения стоянки, пешеходные переходы, остановки транспортных средств общего пользования, а также указываются разрешенные направления движения по полосам. Дорожная разметка подразделяется на горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения.

Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной.

Постоянная разметка имеет белый цвет, кроме линий 1.4, 1.10 и 1.17 желтого цвета, временная — оранжевый цвет.

В случаях, когда линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки.

К вертикальной разметке относятся чрезвычайно важные обозначения, например опоры мостов.

Вертикальная разметка в виде сочетания черных и белых полос на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог показывает их габариты и служит средством зрительного ориентирования.

Автомагистраль — дорога, обозначенная в ПДД знаком 5.1, и это единственный ее признак. Автомагистраль специально проектируется и строится для длительного и бесперебойного движения автомобилей с высокими скоростями. На автомагистрали обеспечивается обзорность на большое расстояние, отсутствуют крутые повороты, значительные подъемы и спуски. Для остановки и стоянки автомобилей вне проезжей части дороги устроены специальные площадки. Обочины у автомагистралей, как правило, отсутствуют. Пересечения с другими дорогами выполнены кар правило, в нескольких уровнях (в виде мостов и тоннелей). Перед примыканием других дорог в одном уровне, а также для заезда и выезда из «карманов» и с площадок для остановки и стоянки выполнены специальные полосы замедления и разгона, позволяющие автомобилям, движущимся по автомагистрали, поддерживать постоянный скоростной режим.

На автомагистралях запрещается:

• движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/час;

• движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т далее второй полосы;

• остановка вне специальных площадок для стоянки, обозначенных в ПДД знаками 5.15 или 6.11;

• разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы;

• движение задним ходом;

• учебная езда.

Горная дорога имеет в совокупности следующие особенности:

• продольные уклоны величиной более 6 % и протяженностью 2 км и более;

• кривые с радиусом в плане менее 100 м в количестве шести и более на 1 км;

• выпуклые кривые продольного профиля с радиусом менее 1 500 м и вогнутые кривые с радиусом менее 1 200 м;

• расстояние видимости дороги менее 60 м и встречного автомобиля — менее 120 м.

Различные виды дорог и их отдельные участки имеют в среднем различную «степень аварийности». Так, на участки с подъемами и спусками в равнинной местности приходится 7 % всех ДТП, в пересеченной местности — 18 % и в сильнопересеченной — 25 %.

Основными видами ДТП на крутых подъемах и спусках чаще всего становятся: съезды с дорожного полотна автомобиля, движущегося вниз по спуску, или столкновение с автомобилем, вышедшим на обгон на подъеме (24 % ДТП); чрезмерная скорость на затяжных спусках (40 % ДТП); столкновение со встречным автомобилем при обгоне или объезде (на спуске) остановившихся автомобилей; при обгоне транспортных средств, значительно снизивших скорость на подъеме (18 % ДТП).

Число происшествий при движении под уклон в 1,5 — 3 раза больше, чем при движении на подъем, причем разница в условиях движения на подъем и спуск начинает сказываться уже при малых продольных уклонах дорог. Это связано с возрастанием тормозного пути автомобиля на спуске и с неисправностью (отказами) тормозной системы, которые дают до 40 % от общего числа ДТП, связанных с неисправностями автомобиля в данной ситуации.

ДТП на участках с большими продольными уклонами сосредоточиваются в характерных местах. При движении на подъем — это преимущественно верхняя часть подъема и участок сразу же за его вершиной; на спуске — вогнутый перелом профиля дороги (конец спуска), на котором развиваются высокие скорости.

При уменьшении радиусов закруглений дорожного полотна в плане с 3 000 м до 600 — 700 м число ДТП возрастает в 2 — 2,5 раза, а при радиусах 100—150 м аварийность возрастает в 15—20 раз.

Продольный и поперечный профили дороги оказывают психологическое влияние на водителя (например, на узкой дороге с крутыми поворотами водитель постоянно находится в напряжении, поэтому быстрее утомляется).

На горной дороге восприятие и оценка дорожной обстановки осложняются также зрительным обманом. Водитель может неправильно воспринять величину уклона или горизонтальный участок может им восприниматься как подъем (рис. 22), ошибочно оценить радиус кривизны, а гористый профиль, скрывающий направление и степень кривизны дороги, может привести к опасному набору скорости на спуске и к возможному выносу автомобиля на встречную полосу (рис. 23). Кроме того, продольный профиль может скрывать встречный автомобиль. Начало обгона в «складке» местности опасно, т. к. велика вероятность его столкновения со встречным автомобилем, не видимым из-за перелома профиля дороги (рис. 24).

Особо опасны на горных дорогах такие маневры, как обгон и объезд. В подавляющем большинстве случаев на подъемах и спусках обочины практически отсутствуют, поэтому при вынужденной остановке автомобиль создает не только помеху, но и опасность для движения, ограничивая обзор объезжающим его автомобилям. Поэтому при вынужденной остановке на горной дороге водитель должен остановить автомобиль по возможности не на подъеме, а на спуске (лучше на горизонтальном участке дороги) с хорошим обзором. При вынужденной остановке на уклоне следует сразу же установить под колеса противооткатные башмаки или другие подходящие предметы (например, камни) для предотвращения скатывания автомобиля.

[singlepic=1376,160,,,left]
Горные дороги предъявляют повышенные требования к техническому состоянию транспортного средства. С увеличением высоты над уровнем моря атмосферное давление снижается, при этом горючая смесь, поступающая в цилиндры двигателя, самопроизвольно обогащается, а наполнение цилиндров ухудшается. Работа двигателя с повышенной нагрузкой на подъемах может привести к росту температуры масла и охлаждающей жидкости и, как следствие к перегреву двигателя. На спусках горных дорог повышенную нагрузку испытывает и тормозная система: от частых интенсивных торможений детали тормозных механизмов перегреваются, эффективность тормозов падает, а тормозная жидкость может закипеть, что приведет к отказу тормозов (педаль тормоза «провалится»). Поэтому при движении на спусках надо максимально использовать торможение двигателем, избегая перегрева тормозов.

Грунтовые дороги. В ясную сухую погоду ровная грунтовая дорога позволяет развить довольно высокую скорость. Но пыльный шлейф из-под колес других автомобилей приводит к ухудшению, а иногда и к полной потере видимости, через открытые окна в глаза и дыхательные пути водителя и пассажиров летят пыль и песок. После дождя пыль оседает, но грунт размокает и поверхность дороги становится скользкой, а если дорога долго не просыхает, на ней образуются колеи. Двигаясь по колее, можно задеть днищем (мостами, глушителем) неровности дороги, что может привести к механическим поломкам. Профиль грунтовой дороги может вызвать продольное и поперечное раскачивание автомобиля вплоть до заноса и опрокидывания.

На грунтовых дорогах нередко встречаются глубокие колеи, ямы, канавы, вязкий и скользкий грунт. Выбор способа преодоления препятствия зависит от его характера и размеров, а также от параметров автомобиля (мощности двигателя, наличия/отсутствия полного привода и блокировок в трансмиссии, геометрической проходимости (эксплуатационных размеров автомобиля). Если колея слишком глубокая, ее можно пропустить между колес, двигаясь одной стороной автомобиля между колеями, а другой — по обочине. Внимание! Очень опасно движение по колее только правыми или только левыми колесами.

Преодолевая ямы и канавы, необходимо избегать попадания в них сразу обоих колес одной оси. Если избежать этого нельзя, препятствие преодолевают в два приема, проводя через него каждый мост отдельно. Надо, притормаживая, плавно съехать в яму передними колесами, в нижней точке отпустить педаль тормоза и плавно нажать педаль газа. Как только передние колеса выйдут на ровное место, следует притормозить, а затем повторить те же действия для провода через яму задних колес. Перед преодолением ямы с водой лучше предварительно определить ее глубину (лопатой, веткой), а затем наметить траекторию проезда, выбрав места с наименьшей глубиной. Проезжать яму с водой следует на небольшой скорости, плавно, избегая торможений и остановок.

Преодолевать участки дорог, на которых поверхность представляет собой глубокую полужидкую грязь, необходимо с ходу, предварительно разогнавшись. Следует использовать одну из низших передач: первую или вторую, поддерживая высокую частоту вращения коленчатого вала двигателя до выхода автомобиля с участка. Попытка переключить передачу повлечет за собой остановку автомобиля, а использование пробуксовки (неполного выключения) сцепления — снижение тяги на колесах и также остановку. Тронуться с места на жидком, скользком грунте обычно трудно, а порой и невозможно: колеса буксуют, автомобиль скользит, смещаясь вбок, или закапывается.

Препятствия на грунтовой дороге надо преодолевать с особыми предосторожностями, иногда имеет смысл осмотреть участок пути, перед тем как его проехать.

При езде в условиях бездорожья могут пригодиться трос, лопата, топор, домкрат. Для повышения проходимости на ведущие колеса надевают цепи или браслеты противоскольжения. Цепи с мелкими звеньями используются на автомобиле при движении по мягким грунтам, снежной целине, по скользкой и обледенелой дороге. Цепи с крупными звеньями используются для движения по очень мягким грунтам, заболоченной местности, снежной целине. Цепи противоскольжения надевают на колеса при подходе к труднопроходимому участку пути. Движение с такими цепями по дорогам с твердым покрытием не допускается, т. к. это приводит к ускоренному износу шин и дорожного покрытия. При буксовании под ведущие колеса подкладывают подходящие или специальные дорожки и маты.

Песчаные участки сильно затрудняют движение автомобиля. По песку следует двигаться на одной из низших передач, в зависимости от его плотности и укатанности, не допуская остановок и крутых поворотов. Если имеется след другого автомобиля, целесообразно двигаться по нему.

Выпуклые неровности (ступеньки) лучше преодолевать наискосок (под углом к препятствию), чтобы колеса передней оси проходили ступеньку поочередно.

Выбирая место для остановки, избегайте низин, луж или выемок, которые могут осложнить троганье с места и начало движения. Лучше всего останавливать автомобиль на переломе подъема. Место остановки на рыхлой земле следует немного укатать, 2 — 3 раза подав автомобиль вперед—назад на 2—3 м, чтобы уплотнить грунт под колесами.