Во время движения водителю часто приходится совершать объезды находящихся у тротуара различных предметов, помех, пешеходов на проезжей части и автомобилей. Несмотря на кажущуюся простоту этого маневра при объездах происходит 5 % всех ДТП. Из них около 85 % приходится на столкновения и наезды на стоящие предметы и 10 % — на наезды на пешеходов. При объездах неожиданно возникших помех от водителя требуется умение точно оценивать обстановку и прогнозировать развитие ситуации. Необходимо быть готовым к тому, что стоящий у края проезжей части автомобиль может начать движение, не включив указатель поворота, а пешеход, перебегающий дорогу, может внезапно остановиться или побежать в обратную сторону.

Для объезда помехи (глубокая выбоина, бугор, посторонний предмет и т. д.) на проезжей части бывает достаточно сместиться в сторону в пределах своей полосы движения. Однако при этом также следует включить указатель поворота, чтобы другие водители были вами предупреждены.

При движении в плотном транспортном потоке у водителя ограничены возможности выбора полосы движения, скорости, динамики разгона и торможения и пр. Главная сложность движения в плотном транспортном потоке состоит в том, что автомобили движутся с высокой скоростью близко друг к другу. В таких условиях водителю следует придерживаться темпа движения всего транспортного потока. Если вы по какой-то причине не можете поддерживать столь же высокий темп движения, следует перестроиться в крайний правый ряд, движущийся, как правило, медленнее других. В то же время скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований ПДД. Водителю запрещается создавать помехи другим транспортным средствам, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью и резко тормозить, если это не требуется для предотвращения ДТП.

В плотном потоке каждый маневр представляет значительную сложность. Перед перестроением или поворотом следует точно оценить возможность и безопасность задуманного маневра и только после этого включить соответствующий сигнал указателя поворота. Водитель должен взять за правило пользоваться зеркалами заднего вида постоянно, а не только перед обгоном или поворотом. Чем плотнее транспортный поток, тем чаще водитель должен смотреть в зеркала. Рациональна такая последовательность действий водителя: взгляд в зеркало — подача сигнала указателя поворота — выполнение маневра. В плотном потоке роль предупредительных сигналов очень велика, ведь маневр может быть опасен не только сам по себе, но и тем, что окружающие не были о нем предупреждены или были предупреждены слишком поздно.

Попытки превысить скорость потока, «разогнать» автомобили с крайней левой полосы включением дальнего света фар, резкие перестроения в «окна» между автомобилями, возникающие в разных рядах, обгоны справа или по обочинам провоцируют других водителей на ответные действия: не пропустить, преследовать обидчика с целью «наказать», «подрезать» или резко затормозить после обгона. Любому водителю, независимо от его положения в обществе и мастерства вождения, не следует переоценивать собственной значимости: на дороге все равны, а едут с такой скоростью лишь потому, что быстрее не позволяют общая скорость потока и Правила дорожного движения. Следует напомнить, что в населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч. Вне населенных пунктов разрешается движение легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5т на автомагистралях — со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах — не более 90 км/ч.

Примечание. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может повышаться скорость (с установкой соответствующих знаков 3.24) на отдельных участках дорог, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью.

Дистанция безопасности. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

На каком расстоянии следует держаться от идущего впереди автомобиля? На таком, чтобы можно было успеть остановиться, если он резко затормозит. Естественно, когда дистанция мала, любая неожиданная ситуация может привести к тому, что водитель не успеет среагировать. С увеличением интенсивности движения просчеты в выборе дистанции становятся все более опасными. Таким образом, чем выше скорость, тем больше должна быть и дистанция. Попутные столкновения чаще всего становятся результатом неверно выбранной дистанции. При выборе дистанции водитель должен учитывать многие факторы — такие, как состояние дорожного покрытия, погодные условия, техническое состояние его автомобиля. Не менее важно выдерживать и безопасный боковой интервал — расстояние между бортами транспортных средств, движущихся попутно и навстречу друг другу.

Существуют разные, более или менее обоснованные, рекомендации по выбору безопасной дистанции. Наиболее известна такая: держать дистанцию в метрах, численно равную половине значения скорости (например, при скорости 80 км/ч дистанция должна быть 40 м). Однако определять дистанцию приходится «на глаз» — других измерительных приборов под рукой у водителя нет.

Когда можно и должно увеличивать дистанцию? Во-первых, на скользкой дороге (обледенелой, заснеженной, мокрой и т. д.). Во — вторых, когда вы не уверены в безукоризненном техническом состоянии своего автомобиля (особенно его тормозной системы и шин). В-третьих, при движении зимой за автомобилем со знаком «Ш», означающим, что на нем установлены шипованные шины (на скользком покрытии такой автомобиль остановится, безусловно, быстрее автомобиля на нешипованных шинах). В-четвертых, при движении за грузовиком, автобусом, фургоном, автомобилем с большим прицепом, закрывающим обзор дороги. В-пятых, если есть ощущение, что в результате общей усталости ваши реакции становятся замедленными. Возможны и другие поводы для увеличения дистанции, однако каждому водителю следует стараться поддерживать некую среднюю для потока дистанцию. Иначе неизбежно начнутся попытки обгонов и перестроений, что повышает нервозность дорожной обстановки. В итоге замедляется средний темп движения.

Если при движении вы видите, что происходит впереди автомобиля, движущегося перед вами, считайте, что вы увеличили необходимую дистанцию практически вдвое. Для лучшего обзора дороги автомобили в потоке должны располагаться как бы в шахматном порядке (соблюдая при этом рядность движения).

Порой действия водителя автомобиля-лидера нетрудно предугадать. Например, если в небольшое «окно» перед ним встраивается другой автомобиль, закономерно ожидать плавного, а иногда и резкого торможения лидера. Очевидно также, что он начнет притормаживать перед достаточно крутым поворотом.